- Когда-то на земле росли дикие злаки, овощи, фрукты. Потребовалось значительное время, чтобы появилась культура земледелия.

- Сегодня, как и тысячи лет назад, мы воспитываем своих детей, но истинная культура воспитания так до сих пор и не возникла.

- Культура земледелия позволяет прогнозировать урожай, делая поправки лишь на погодные условия.

 

- Наше воспитание ничего не может прогнозировать. Тысячи людей попадают в одни и те же ситуации, но каждый решает их по-своему: одни побеждают, применив силу или оружие, другие терпят поражение - разуверившись в жизни, третьи – получают стресс и проводят оставшуюся жизнь в болезнях, четвертые – попадают в психушку.

- Культура воспитания предусматривает совершенное знание предмета. Современная школа с ее «хорошо» - «плохо», «можно» - «нельзя» никакого отношения к воспитанию не имеет. Ее задача – наполнить интеллект знаниями, необходимыми в текущей материальной жизни.

- Эта задача выполняется все тем же диким способом - волевым навязыванием знаний. Было бы эффективнее получать эти знания в процессе творческой деятельности, когда на практике ощущался бы их дефицит. Впрочем, воспитывать, не значит набивать голову разной информацией.

- Понаблюдайте, как дрессировщик в полголоса отдает собаке команды, и она безукоризненно их выполняет. Это высший класс дрессировки. Но чаще мы наблюдаем другую картину: человек до хрипоты в голосе кричит, но животное его не слушается. Еще более нелепо наблюдать кричащую мать или отца и невозмутимое дитя, продолжающее делать то, что ему заблагорассудится.

- Человек не животное, но даже дрессировщик пришел бы в ужас от такого «воспитания», ибо оно навсегда бы испортило его собаку.

- Если обучение - это накопление знаний практически с нуля, то воспитание – совершенствование души, которая никогда не теряет своего опыта.

- Истинное воспитание человека начинается не со строгости и ограничений, а из любви и громадного доверия.

- Нужно хорошо понимать, что, хотя мозг ребенка еще не развит, его душа уже очень совершенна и нередко бывает более развита, чем душа родителей. С раннего детства к ребенку нужно относиться не только нежно, но и на равных.

- Важнейшая задача воспитания – наполнить ребенка любовью. Любить – не значит лепетать. Любить – значит быть близким, жить чем-то общим. Такая жизнь с раннего возраста должна рождать сигналы детям, что взрослым нравится быть с ними вместе.

- В раннем возрасте инициатива исходит от родителей. Ребенок следует в русле этой инициативы и более эффективно осваивает окружающий мир. Совершенные знания души ребенка – плохой помощник на этом этапе. Может ли теоретическая память о том, как вы учились ходить в прошлой жизни, помочь Вам на практике в этой? Нет, от теории здесь мало прока. Поэтому память души блокируется, а все необходимое нужно постигать на практике с нуля.

- Между тем, нужно быть очень внимательным к маленькому человечьку. Едва появится первая уверенность, и его основательная интуиция даст о себе знать. Нужно не пропустить этот момент, когда инициатива переходит от взрослого к ребенку. Он теперь выбирает тему, он расставляет приоритеты.

- Не пытайтесь остановить или ограничить его, уважайте его жизненную задачу. Осознайте свою новую роль: не дрессировщика, а любящего друга. Не навязывайте своего мнения, но будьте готовы к вопросам. Главное, чего нужно добиться – радости общения, радости каждой встречи.

- Чем старше ребенок, тем больше свободы. Не нужно нравоучений. Научитесь выполнять сами то, что Вы требуете от ребенка. Он все увидит и правильно усвоит.

- Каждый из нас приходит в эту жизнь со своей программой, своей задачей, и никаких Ваших усилий не хватит, чтобы помешать этому уроку. Скорее всего, Ваше прогнозируемое поведение окажется лишь частью этой программы. Но тогда и ученика принимайте соответствующего.

- Куда мудрее отнестись к ребенку и к его жизни с большим доверием. Единственной действенной помощью окажется Ваша любовь, то, как сами Вы строите свою действительность и как преодолеваете свои жизненные неудачи.

- И если Вы относитесь к своей жизни с большим доверием, то и ребенок научится делать то же. Он начнет понимать, что в этой жизни есть только два вида событий: радостные (это норма) и учебные (и это тоже хорошо, так как они помогают совершенствоваться).

- Дальше ребенок легко научится делать те три шага, которые позволят ему разобраться с учебным событием.

- Не нужно думать, что подобное воспитание способно нивелировать нашу индивидуальность. Четкая ориентация в любых ситуациях, успешное их решение освободит душу от обид, страхов и отчаяния. Вместо них рождается уверенность и радость.

- Сравните дачника и фермера, выращивающих картофель. Дачник то жука прозевал, то фитофтора побила урожай. Он многое знает, много читает. Однако он не работает на Земле профессионально. Фермер, напротив, четко выполнил одну операцию за другой. Результат – громадное поле здоровой красивой картошки.

- Человечество должно научиться четко решать свои проблемы. Три конкретных шага, которые каждый должен впитать с детства, три мудрых шага, дающих неизменный результат. Важно не столько само событие, сколько то, как на него реагирует конкретный человек. А это и есть предмет воспитания.